Чужая душа – потемки. Мы произносим эти слова всякий раз, когда бессильны объяснить поступок ближнего. А что, если кто-то выполнит миссию проводника? Наша героиня мастерски рассказывает истории. Каждая — путешествие. Длится оно не более десяти минут, но этого достаточно, чтобы узнать нечто важное о самом себе.
Новичкам везет
Самые яркие воспоминания детских лет, какие они? Запахи, звуки, слова…
Нестись с холма на велосипеде, чтобы ветер надувал футболку. Читать зимними вечерами книги про приключения под желтой лампой. «Остров сокровищ», «Робинзон Крузо», «Маугли», «Двадцать тысяч лье под водой», рассказы Брэдбери… Собирать цветы на Ивана Купалу, гадать на суженого. Прятаться на чердаке и разглядывать дедушкины подшивки журналов «Вокруг света».
Какие предметы вам больше всего нравились в школе и почему?
Литература и география, где название каждой страны звенело для меня колокольчиком (улыбается).
В каком возрасте вы написали свой первый рассказ? Помните, о чем он был, и что вдохновило вас на его создание?
Мне было семнадцать, когда я за два часа написала рассказ «Крокодил» и сразу отправила его на литературный конкурс. Получила первый приз. Хемингуэй называл это везением новичка. На рассказ вдохновил старый пасьянс с картинками, который любили раскладывать мои двоюродные сестры. Если выпадал «крокодил», означало, что скоро гадающая встретит богатого жениха. Рассказ был примерно о том же.
Насколько мне известно, вы окончили юридический факультет. Как сочетается юриспруденция с писательским трудом?
Расскажу одну историю. Мама привела молодого Габриэля Гарсия Маркеса к семейному доктору и пожаловалась, что сынок хочет оставить юридический факультет ради писательства. На что врач ответил: «Необходимость писать — это то, с чем рождаются. Если этому противиться, можно навредить здоровью мальчика». Родители разрешили Габо бросить учебу ради журналистики. Я же бросать не стала, потому что считаю юриспруденцию универсальным образованием, желательным для каждого писателя. Вальтер Скотт, Франц Кафка, Гёте, Проспер Мериме, Николай Гумилёв, Бальзак, Чарльз Диккенс, Шарль Перро, Островский, Жюль Верн, Константин Паустовский и сотни других выдающихся писателей изучали именно юриспруденцию.
Вы сотрудничаете со многими изданиями, которые специализируются на теме путешествий — Conde Nast Traveller, «Вокруг Света», «Афиша-Мир», «Вояж», «Моя Планета»… Что вас привлекает в трэвел-журналистике?
Два моих любимых занятия — писать и путешествовать. Думаю, этим все сказано.
Писательство и журналистика области родственные, но живут по разным законам. Вы долгое время работали журналистом, как возникло желание писать прозу?
В журналистике я достигла потолка. Работать стало неинтересно. Хотелось развиваться. Проза — это вызов. Кто хоть раз пробовал писать истории знает, насколько это сложно. Писательство — дело, в котором можно совершенствоваться всю жизнь. Поэтому выбрала этот путь.
Просто о сложном
О чем сегодня, на ваш взгляд, не может молчать писатель?
Писатель должен говорить все, что хочет сказать. Есть одно условие — говорить нужно не прямо, а прятать, намекать, вести читателя так тонко, чтобы он догадался обо всем сам.
Короткий рассказ – особый вид творчества. Чем вас привлекает этот жанр? Считаете ли вы, что будущее за малыми литературными формами?
Рассказ — самый сложный жанр. Как я уже говорила, меня привлекают трудные задачи. Рассказать историю, при этом наполнить ее атмосферными деталями так, чтобы читатель прочувствовал все на своей коже; заставить задуматься, улыбнуться, захохотать, отбросить книгу со словами: «Черт! Это же я!»; уместить все это в несколько минут — разве не признак виртуозного владения мастерством? Хочу, чтобы люди снова начали читать. У меня есть друзья, которые читают много, но есть и такие, которые из-за нехватки времени вообще не читают книг. Моя задача сделать так, чтобы человек, у которого есть лишь пять-десять свободных минут в день, смог получить свою порцию смысла и вдохновения. Поэтому я «сушу» свои истории, сжимаю их в пять-шесть раз.
Как вы думаете, что делает ваши рассказы особенными, что в них больше всего цепляет читателей?
Сочетание простоты и смысла. Ясным, полным красок языком я рассказываю о сложных вещах. При этом еще и развлекаю читателя.