Правила хорошего рассказа:
- Экзотическое место действия и персонажи. Обычным людям нравится читать о необычном.
- Многократный перелом сюжета.
- Действие, все время действие, даже во время диалога.
- Зацепить любопытство читателя в первом же абзаце.
- Добавить сильный эмоциональный заряд. Это может быть: загадка, мистика, неотвратимое, гнетущее приближение трагедии, стихийные бедствия, ощущение неизбежности происходящего.
- Автор должен заранее знать, какую струну в читателе хочет задеть, какое послевкусие оставить от рассказа. Найти нужное настроение. Закрепить его повторением ключевых слов.
- Герои рассказа должны страстно чего-то желать. Их попытки добиться желаемого должны вызывать у читателя интерес и сопереживание. Разрыв между нуждами и желаемым должен быть огромным.
- В голове героев должны бушевать противоречия и конфликты.
- Герой должен находиться в состоянии постоянного выбора.
- У героя непременно должны быть слабости и недостатки.
- При создании героя нужно сделать упор на одну главную черту в нем и две-три дополнительные характеристики.
- Концовка обязательно должна быть неожиданной.
- На развязку можно намекнуть и в самом начале рассказа.
- Если у истории две сюжетные линии — они непременно должны резко контрастировать.
- Рассказ — это площадка для игр между автором и читателем.
- "Всё на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загородиться человек, чтобы был грустен и рассеян". В. Ерофеев.
- Рассказ — это не притча, не стоит в нем объяснять "высокие истины духовно загрубевшим людям".
- Если в рассказе персонажами являются животные — это басня.
- Предметом рассказа всегда является свершившееся неслыханное событие.
- Катастрофические события в рассказе должны сгущаться и доводиться до крайнего эмоционального напряжения.
- Начинать рассказ стоит in media res — в середине дела. Потом вкратце можно поведать предысторию событий.
- В основе хорошего рассказа всегда стоит острый сюжет.
- Великолепный приём — двойной поворот: несчастье -> счатье -> несчастье.
- Психологический рассказ должен быть сухой, строгой, подчеркнуто сдержанной хроникой драматических страстей. В центре истории — роковые ошибки, которые имеют свойство разъясняться слишком поздно.
- Отказ от упоминания времени и пространства в рассказе усиливает внимание к нему. При этом время и пространство могут разрываться, сходиться, смыкаться.
- В хорошем рассказе автор задействует все органы чувств читателя. В описании должны присутствовать: звук, запах, текстура, цвет, вкус.
- Необходимо чередовать ритм повествования, от быстрого к медленному. Конфликты и ссоры ускоряют ритм повествования. Описания, диалоги и длинные предложения замедляют темп.
- Читателю в конце рассказа непременно нужно подарить прозрение, открыть что-то, чего он раньше не знал.
- Чтобы удерживать внимание читателя, можно: усложнить отношения между героями, добавить срочности, опасности обстоятельствам и героям — острое, мучающее желание; ввести вторую линию повествования.
- У каждого персонажа должен быть код: несколько ключевых слов.
- "Персонажи должны волновать автора, умолять его поведать читателям их историю".
- "Чтобы поджечь лес — нужна спичка. Чтобы оживить персонаж — нужен конфликт".
- Идея рассказа — это персонаж, который через конфликт приходит к результату.
- Идея — диктатор произведения. Как только она сформулирована, каждая сцена, реплика, предложение, слово должны вносить вклад в её доказательство.
- Если описываются реальные события и люди — это очерк.
- Важную роль играют обстоятельства, в которых герой впервые появляется перед читателем.
- Каждого важного героя нужно показать глазами другого персонажа.
- Автор должен знать всё прошлое своего героя.
- В каждом диалоге должно быть напряжение, открытый или скрытый конфликт между героями.
- За хорошим диалогом должна стоять тайна, намёк на события, которые произошли ранее.
- Каждый герой должен говорить своим голосом.
- Диалог должен прерываться внезапно.
- Герой в конце рассказа непременно должен измениться.
Композиция текста — это расположение материала в порядке, при котором достигается наибольшее воздействие на читателя.
Удачная композиция позволяет добиться максимум эффекта при минимуме объема.
Какие бывают композиции?
Проточная — неспешная, хронологическая.
Окольцовка — авторское обрамление истории в начале и в конце.
Точечная — "ничего не происходит". Множество мелких подробностей привязаны к одному событию. Нет развития и изменения ситуации — это картинка из жизни.
Плетёная — возвращение в прошлое и забегание в будущее.
Остросюжетная — самое важное переносится в конец произведения.
Детективная — основное событие - преступление; все остальное повествование — это его расследование.
Двухвостая — изменение предполагаемой концовки в последний момент.
Инверсионная — игра на контрасте: когда событие изымается из естественной хронологической цепи и помещается рядом с противоположным ему по тональности.
Шарнирная — в узловом пункте развития действия самое важное событие изымается и помещается в конец.
Контрапункт — параллельное развитие двух или более линий повествования.
Револьверная — событие показывается с разных точек зрения глазами нескольких героев.