ВЫШЛА НОВАЯ КНИГА. ПРЕДЗАКАЗ ЗДЕСЬ.

Отредактируй себя сам

Текст моей дебютной книги "Авантюрин" я редактировала сама. А до этого правила сотни текстов для блога компании Островок.ru. В этой статье рассказываю о вещах, которые необходимо знать каждому саморедактору.

 

Какие бывают правки текста?

 

Авторская. Это поиск точного слова и точной текстовой конструкции. Её задача: усовершенствовать текст, его стиль, логическую основу, фактическое построение, композицию.

 

Редакторская. Прежде всего, это устранение фактических и смысловых ошибок, нарушений языковой нормы.

 

Правка-сокращение. Должна свернуть растянутые фрагменты в тексте, однотипные примеры, несущественные подробности, повторы.

 

Коньюктурная. Добавление новых данных.

 

Правка-переделка. Это создание нового варианта текста на основе оригинала.

 

Правка-обработка. Это подготовка к публикации окончательного варианта текста, совершенствование его формы, устранение композиционных недочетов.

 

Корректорская. Это грамматическая и техническая правка. При ней устраняются ошибки языка и стиля, нарушенные стандарты.

 

Издательская. Призвана устранить ошибки набора и верстки, усовершенствовать вид издания.

 

Правка-вычитка. Задумана, чтобы устранить допущенные корректором ошибки языка и стиля.

 

Что должен сделать редактор с текстом?

 

1. Разделить на части. 

2. Проанализировать структуру текста: все ли на своём месте? Смотрится ли текст связным и целостным?

3. Проверить обоснованность каждого высказывания, проверить логические связи: нет ли противоречий?

4. Постараться "увидеть" текст глазами читателя: четко ли видна основная идея текста?

5. Приступить к редакторскому чтению.

 

Три вида редакторского чтения:

 

1. Ознакомительное. Пробежаться по тексту, чтобы понять содержание и увидеть общую идею.

2. Углубленное. Вчитывание в каждое слово и знак.

3. Контрольное. Быстрое, шлифовочное прочтение.

 

7 вопросов, которые должен задать себе редактор художественного текста:

 

1. Важна ли эта сцена для раскрытия основной идеи всего текста?

2. Есть ли в этой сцене интрига? Читателя тянет дочитать эту сцену до конца? Что именно пробуждает в нем такое желание?

3. Открыл ли читатель для себя что-то новое, после прочтения этого эпизода?

4. Всё ли описано точно и понятно? Нет ли "дыр" в ткани повествования? Правильно ли расположены части текста относительно "фокуса"?

5. Все ли факты и цитаты проверены? 

6. Есть ли сложные для понимания места?

7. Каков жанр этого текста?

 

Как редактировать заголовок?

 

1. Пробуждает ли он интерес к тексту?

2. Является ли он смысловым ориентиром для читателя?

3. Активирует ли восприятие текста? "Простые слова заглавия под конец должны наполняться смыслом".