В этой статье я поделюсь секретами, как наполнить каждый текст магией, заставить слова искриться, трогать сердце читателя и вдохновлять на перемены к лучшему.
Добавьте сильный эмоциональный заряд
Магические тексты — это сказка и пощечина в каждом слове. Они пробуждают чувства, а разум укрывают шалью, как клетку с болтливым попугаем.
Какие чувства я хотела пробудить рассказами «Бег с препятствиями», «В кокосе», «Узор»? Прежде всего, страх прожить жизнь впустую, бездарно потратить свое земное время.
Перед тем как садиться за текст, решите какую струну в душе читателя хотите задеть. Напишите эту эмоцию над заголовком — пусть она станет королевой текста, а каждая фраза ей подчиняется.
Сделайте текст мелодичным
«Секрет в том, чтобы заключить поэзию в прозу — и это самое сложное», — говорил Хемингуэй. Чтобы из текста сочилась магия, он должен иметь ритм. Тогда слова раскладываются по строчкам сами, а ценные мысли прорастают из подсознания, как подснежники на месте талых сугробов.
Попробуйте почувствовать пульсацию ритма в отрывке из моего рассказа «Песчаная буря» (вошел в сборник «Авантюрин»):
«Когда впереди видишь оазис, всегда есть вероятность ошибки. Это может быть мираж, иллюзия или фата-моргана. Но всё же идёшь к нему, не замечая ни ветра, ни жажды, ни как губы покрываются коркой, как трескаются, кровоточат и высыхают. Тогда шаг за шагом зелёный остров в коралловом море пустыни становится ближе, а сердце ликует.
Там, в оазисе, ветер бьётся в стены шатров. Внутри на коврах отдыхают мужчины. Верблюды лежат у колодца, поджав ноги. Женщины с кувшинами на головах двигаются бесшумно, как лисы. Всё в точности так, как описано в сказках.
Когда ходишь по планете один, твоя привилегия — подслушивать разговоры. Не нырять целиком, а задержать дыхание и на миг опустить голову в водоём чужой жизни, у кого это озеро, у кого — река, у кого — болото. Я сел у одной из палаток, сделал вид, что высыпаю песок из ботинок, и услышал…»
Теперь попробуйте написать что-нибудь. Переставляйте слова, меняйте местами существительные и прилагательные. Попробуйте еще. И еще, пока не услышите вашу собственную песню.
Добавьте живые, ироничные, преувеличивающие метафоры
Писатели-маги надувают метафоры, как разноцветные воздушные шары, и тем создают атмосферу. Сравнения должны пробудить у читателя яркие ассоциации и сильнее вовлечь его в текст. Именно метафорами можно задействовать пять органов чувств и сделать текст трехмерным.
Я использую их так:
«Франческа пинала стулья и швыряла в стену тарелки, только когда была одна. Для жениха она отбирала слова, как отбирают фрукты на праздничный стол».
«Шёл от монастыря к монастырю, называл её имя. К концу дня в обители на горе Таку меня попросили подождать у двери – и пустая сеть моего сердца мигом отяжелела».
Чтобы научиться придумывать интересные метафоры, нужно много читать и подчеркивать в чужих текстах удачные сравнения. Ну а когда возьметесь писать, позвольте себе пошалить. Отпустите фантазию, пропитывайте древнее образами современного, наслаивайте одно на другое, сочетайте зеленое с красным, оправляйте бриллианты оловом. Цель одна: создать запоминающийся образ. Она оправдывает любые средства.
Подарите прозрение
Главный секрет: захватывающей и хорошо написанной истории недостаточно. Читателю нужно показать что-то, чего он раньше не знал. Именно эта догадка о чём-то важном делает текст магическим.
Когда я начинаю работу над историей, всегда знаю, что хочу донести, но никогда не говорю этого прямо. Например, читателям романа «Сказки для беспокойных» хотела дать понять, что если гложет червячок неудовлетворенности жизнью, пора отправиться на поиски. Рассказы для сборника «Авантюрин» отбирала по принципу: синица в руке — всегда дохлая, стремитесь за большой мечтой.
Нам всем есть чем поделиться. Подумайте, что хотите поменять в мире. Вдохните частичку своей души в каждое предложение. В магических текстах слова бусинами нанизаны на нить, которая выходит из сердца. Украсьте этими ожерельями чужие дни. Как говорил Ханс Кристиан Андерсен, приносить пользу миру — единственный способ стать счастливым.